Именно так обращались во время службы в горячей точке к командиру отделения службы пожарной охраны Чайковского ЛПУМГ Андрею Бобылеву. Одна служебная командировка в Нагорный Карабах и две в Чеченскую народную республику, боевые товарищи и память, которая сохранила многое.
В 1989 году Андрей Анатольевич закончил Свердловское пожарно-техническое училище. За год до окончания учёбы курсантов училища направили в командировку. Предполагалось, что будут помогать жителям Спитака после сильнейшего землетрясения, а оказалось выполнять функцию охраны общественного порядка в Нагорном Карабахе. Вместо лопат выдали автоматы.
- На тот момент мне было 25 лет и у меня родилась доченька Сашенька. Нас, курсантов, посадили в самолёт и отправили в Нагорный Карабах. Мы меняли парней из Елабужской школы милиции. После трёх месяцев нахождения в горах, нас перекинули в Баку, где курсанты нашего училища выполняли задачи по охране общественного порядка одного из районов города. Спасибо брату Сергею, с которым мы учились вместе. Он был на курс младше меня, и их отправили чуть позже. В период моего отсутствия он помогал моей семье, находясь в увольнении. Обучение в училище подходило к концу и близилось время к выпуску, нас надо было возвращать в казармы. Посадили на самолёт и вот мы уже в Свердловске. Успешно сдали экзамены и золотые погоны лейтенанта легли на плечи, а сними и ответственность за других!
Молодому специалисту предложили поехать в Чайковский, продолжить службу в 47 городской пожарной части. Андрей Анатольевич вспоминает: «Я спросил тогда старшего лейтенанта Василия Козгова – квартиру дадите? А он мне: «Дадим, но не сразу!» Так Андрей оказался в Чайковском. Служил, тушил пожары. В качестве начальника караула пожарной части выезжал на все крупные очаги возгорания в Чайковском. Работа нравилась: практически каждое дежурство выплеск эмоций, адреналина и чувство быть нужным людям, помогать им в трудных ситуациях. Рисковать своей жизнью в сложных ситуации было по нраву молодому амбициозному мужчине. И квартиру дали. В 1994 году он аттестовался на должность оперативного дежурного и перешёл в службу пожаротушения 11-ОГПС (отряд государственной пожарной службы), в оперативном подчинении которой находились все пожарные части города и района.
В 1999 году он узнал, что Пермский край набирает сотрудников МВД для формирования временного отдела внутренних дел в Чеченской республике, написал рапорт. В 2000 году был зачислен в часть начальником караула, а в последующем и начальником части. Из Чайковского Андрея Бобылева не хотели отпускать, тогда он поехал в ГУВД, где его рапорт был одобрен.
С будущими сослуживцами знаком не был. Познакомились на полигоне внутренних войск, где месяц новобранцев гоняли по полной боевой. Потом в Моздок, а оттуда уже закидывали вертолётами в горы.
- Как сейчас помню, Небо чистое, погода солнечная и Ми-26, забитый под завязку. Красота, восхищению не было придела. Понимание, где ты, пришло, когда по борту что-то застучало, двигатель заработал надрывно, солнечные лучи стали проникать сквозь рваные отверстия в обшивке вертолета. В общем, сделали дуршлаг. Повезло, что это было при подлёте к Ведено, сели на школьный стадион, выбежали, разгрузились. Вертолёт блестел от керосина и мог взорваться в любую минуту. Тогда мы ещё не знали, что долгое нахождение на этой площадке чревато для жизни. Быстро перегрузились на «Уралы» и поехали. Там всё делается быстро, от этого зависит твоя жизнь и жизнь твоего товарища. А до крепости, где разместился временный отдел, еще доехать надо, и, желательно, без потерь.
На временный ОВД численностью 350 человек была возложена функция охраны и поддержания общественного порядка Веденского района. Личный состав подразделения, которым руководил Андрей Бобылев, занималось обеспечением противопожарного режима территории крепости и близлежащих населённых пунктов, доставкой питьевой воды, наладило работу бани, и все остальные мероприятия, проводимые ОВД (патрулирование, зачистки, дежурство в группе быстрого реагирования, внутренние наряды и дежурства на блокпостах). Из Перми был привезён сруб, из которого была сделана баня. По словам Андрея Анатольевича, она пользовалась популярностью у всех и поэтому готова была в любое время суток.
- Желающих помыться было много, наряд в бане, состоящий из двух человек, просто не успевал нагревать воду. Поэтому пришлось под горячую воду приспособить походную полевую кухню. Бывало ночью разведка приходит и сразу к нам. На войне – первое дело, баня, можно отдохнуть, расслабиться. Банщик «Гоша» уважаемый человек там был.
Несмотря на мирные функции части, служба проходила как у всех, кто воевал в горячих точках. Постоянные обстрелы, бессонные ночи и чёткая уверенность в твоём товарище. Андрей Бобылев гордится тем, что дружил с бойцами из отряда спецназа «Вымпел» - храбрые и надёжные парни, отличные воины! А в целом взаимоотношения в крепости со всеми были дружеские и с контрактниками, которых частенько им давали в помощь для прикрытия. Но руководящая должность тоже накладывала свои отпечатки. Вот и у Андрея Анатольевича был девиз «У меня проблем нет, а если они есть, то я их решаю». Приходилось решать всё, от вопросов быта личного состава, ремонта пробитой техники, безопасности парней, распределения нарядов и непосредственного участия в операциях. Вспоминает, что планёрки проводились чаще ночью – тогда больше шансов сохранить информацию от утечки. Радиостанции все прослушивались. Боевиками сканировались все радиочастоты, перехватывалась любая информация, выходящая в эфир.
К обстрелам после первого раза привыкли быстро. И самим приходилось не раз держать оборону. Но к потерям боевых товарищей привыкнуть невозможно. Удалённость расположения отдела и горная местность, осложняли эвакуацию раненых, и тогда делали всё возможное и невозможное, чтобы доставить бойцов в госпиталь. С теплотой вспоминает боевых товарищей, дружбу, проверенную в самых разных ситуациях, умение стоять за себя и того парня.
- Там людей плохих не было, жизнь сама расставляет всё на свои места. Мне повезло, что меня окружали такие надёжные люди от рядового до офицера.
Закончил службу и продолжил работать в городском отряде пожарной охраны. В 2006 году трудоустроился в Чайковское ЛПУМГ на должность инженера по ГОиЧС, затем продолжил работать в службе пожарной охраны. А в 2009 году коллектив поддержал его кандидатуру на должность председателя первичной профсоюзной организации Чайковского ЛПУМГ. Последующие 12 лет Андрей Бобылев представлял интересы трудового коллектива. В настоящее время работает командиром отделения в СПО филиала.
- Я закончил службу в звании майора. Ни о чем в своей жизни не жалею. Наоборот, благодарен судьбе за опыт и уроки, которые усвоил там. Со многими сослуживцами поддерживаем связь, общаемся в соцсетях. Жалею, что сейчас не могу встать на защиту Родины.
Анна ТАРАСОВА