НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
(март 2025 г.)
Для борьбы с терроризмом могут задействовать не только частный транспорт, но и самоходные машины
В рамках режима контртеррористической операции разрешено задействовать не только транспортные средства граждан и организаций, но и их самоходные машины. Это может быть трактор или другая сельскохозяйственная, коммунальная или строительная техника.
При этом ранее использовать частный транспорт можно было лишь в отдельных случаях. Например, если нужно доставить в больницу пострадавших или организовать преследование подозреваемых, и промедление угрожает жизни и здоровью людей. Теперь транспортные средства и самоходные машины компаний и граждан могут использоваться для обеспечения любых мероприятий по борьбе с терроризмом. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием, будет определяться Правительством.
Закон вступает в силу со дня опубликования.
Документ: Федеральный закон от 28.02.2025 № 16-ФЗ «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О противодействии терроризму».
Программа материнского капитала продлена до 31 декабря 2030 г.
Внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Изменения внесены в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 марта 2024 г. № Пр-616 в части продления действия программы материнского (семейного) капитала до 2030 года.
Изменения вступили в силу 11 марта 2025 г.
Документ: Федеральный закон от 28.02.2025 № 24-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Создана специальная комиссия по поддержке ветеранов СВО
Решено создать комиссию Государственного Совета России по вопросам поддержки ветеранов боевых действий - участников СВО и членов их семей.
В числе ее задач - взаимодействие между федеральными и региональными властями, фондом «Защитники Отечества» и другими организациями; разработка дополнительных мер, которые помогут ветеранам легче адаптироваться к мирной жизни и обеспечить защиту их социальных интересов.
Председателя комиссии назначит Президент РФ, состав комиссии утвердит председатель, а заседания будут проводить по мере необходимости.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Документ: Указ Президента России от 10.03.2025 № 129 «О комиссии Государственного Совета Российской Федерации по вопросам поддержки ветеранов боевых действий - участников специальной военной операции и членов их семей».
Участникам боевых действий в Донбассе полагаются единовременные выплаты в связи с получением инвалидности
Получившим инвалидность участникам боевых действий, которые входили с 11 мая 2014 г. в состав Вооруженных сил ДНР, Народной милиции ЛНР, воинских формирований и органов республик, решено предоставлять единовременные выплаты в зависимости от группы инвалидности.
По I группе - 6 054 415 руб., по II группе - 5 236 250 руб., по III группе - 4 418 086 руб.
Такая поддержка будет оказываться за вычетом некоторых уже назначенных этим лицам выплат.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Документ: Указ Президента России от 10.03.2025 № 137 «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям граждан Российской Федерации».
Установлены основы обеспечения глобальной продовольственной безопасности
Дополнена Доктрина продовольственной безопасности. Установлены стратегическая цель и основные задачи обеспечения глобальной продовольственной безопасности.
Основная цель - поддержание стабильности на мировых продовольственных рынках, в том числе за счет сотрудничества со странами, которые проводят конструктивную политику в отношении России.
Основные задачи - развитие внутреннего производства сельхозпродукции, сырья, продовольствия и минеральных удобрений для наращивания экспортного потенциала, создание благоприятных внешних условий для поддержания и поступательного развития международных торгово-экономических, транспортно-логистических и финансовых связей на основе взаимной выгоды и равноправия, а также оказание гуманитарной помощи нуждающимся странам.
К рискам и угрозам отнесены международно-противоправные деяния и недружественные действия иностранных государств, препятствующие торговле российской продукцией и развитию АПК.
Необходимо диверсифицировать иностранных поставщиков для недопущения критической зависимости российской экономики от отдельных экспортеров.
Указ вступает в силу со дня подписания.
Документ: Указ Президента России от 10.03.2025 № 141 «О внесении изменений в Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 20».
Дополнены направления деятельности Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества»
Закреплено, что деятельность Фонда также направлена на организацию и оказание поддержки и помощи членам семей лиц, пропавших без вести в период участия в СВО либо признанных безвестно отсутствующими в связи с участием в СВО.
Таким гражданам Фонд оказывает психолого-психотерапевтическую помощь, содействие в получении мер социальной поддержки, услуг, бесплатной юридической помощи и во взаимодействии с органами власти, государственными и муниципальными организациями, некоммерческими организациями и добровольческими (волонтерскими) организациями содействие по вопросам, связанным с безвестным отсутствием участников СВО, в том числе касающимся проведения идентификационных генетических исследований.
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Документ: Указ Президента России от 20.03.2025 № 157 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 3 апреля 2023 г. № 232 «О создании Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества».
Президент России дал новые поручения по расширению мер поддержки участников СВО и членов их семей
Президент дал поручения по итогам встречи с сотрудниками и подопечными фонда «Защитники Отечества», состоявшейся 6 марта 2025 г.
В частности, необходимо:
- распространить деятельность фонда на членов семей участников СВО, пропавших без вести;
- в рамках программы социального контракта установить отдельное направление поддержки ветеранов боевых действий, принимавших участие в СВО;
- на законодательном уровне освободить от призыва на военную службу граждан, воевавших не менее 6 месяцев в ДНР и ЛНР начиная с 11 мая 2014 г.;
- к ветеранам боевых действий отнести все категории лиц, принимавших участие в боевых действиях в ходе СВО;
- распространить отдельные меры соцподдержки детей погибших (умерших) участников СВО на их родных братьев и сестер, а также на неусыновленных (неудочеренных) детей, воспитывавшихся в семье погибшего (умершего) участника;
- обеспечить приобретение для ветеранов-инвалидов спецодежды, максимально отвечающей их запросам и потребностям;
- определить механизм защиты выплат, установленных не достигшим возраста 18 лет детям участника СВО в связи с его гибелью (смертью);
- включить в перечень членов семьи участника СВО, которым в равных долях осуществляются выплаты в случае его гибели (смерти), совершеннолетних детей;
- организовать новые форматы соревнований по видам спорта, включенным в программы Паралимпийских игр;
- разработать базовый стандарт предоставления региональных мер соцподдержки.
Документ: Перечень поручений по итогам встречи с сотрудниками и подопечными фонда «Защитники Отечества» (утв. Президентом Российской Федерации 8 марта 2025 г.).
Инвентаризация мемориалов, учебный модуль о защитниках Отечества для школ, магистратура по исторической памяти и другие поручения Президента России
Президент России дал поручения Правительству России по итогам заседания оргкомитета «Победа».
Определят объем и источники финансирования разработки проектно-сметной документации и мероприятий по строительству центра хранения визуального контента на территории Госфильмофонда.
Рассмотрят вопросы о создании музейного комплекса на базе материалов научно-просветительского проекта «Без срока давности», о разработке образовательных программ магистратуры и ДПО по исторической памяти.
В образовательные программы включат модуль о защитниках Отечества, в т. ч. об участниках Великой Отечественной войны и СВО.
К 30 апреля 2025 г. регионам рекомендовано провести инвентаризацию физического состояния мемориалов и памятников Великой Отечественной войны, обновить соответствующую информацию на портале «МестоПамяти.РФ», а также при необходимости принять меры по обеспечению их доступности, по их благоустройству, ремонту и реконструкции.
Документ: Перечень поручений по итогам заседания Российского организационного комитета «Победа» (утв. Президентом Российской Федерации от 9 марта 2025 г.).
Поручения Президента по развитию беспилотных авиасистем
Президент дал ряд поручений по итогам совещания по развитию беспилотных авиасистем (БАС), среди которых:
- дополнительное финансирование развития низкоорбитальных спутниковых группировок связи и навигации, объектов наземной космической инфраструктуры в целях расширения зоны покрытия для связи с БАС и управления ими;
- ускоренное развитие отрасли беспилотной авиации для достижения к 2030 г. технологического лидерства в ней;
- создание эффективной системы государственного управления в отрасли беспилотной авиации;
- повышение уровня локализации производства ключевых узлов БАС, а также утверждение программы по созданию производственных линий полного цикла для производителей БАС и их оснащение такими линиями;
- установление нового класса воздушного пространства России с применением упрощенного порядка его использования для полетов БАС;
- реализация дополнительных мер по повышению качества подготовки специалистов для отрасли беспилотной авиации;
- проведение международного форума по развитию БАС;
- рассмотрение вопроса о формировании в Самарской области центра по развитию беспилотной авиации, в т. ч. о создании института беспилотной авиации на базе Тольяттинского госуниверситета.
Документ: Перечень поручений по итогам совещания по развитию беспилотных авиационных систем (утв. Президентом Российской Федерации 21 марта 2025 г.).
Утверждена новая программа бесплатного переобучения и дополнительного профобразование граждан
Обновлена программа бесплатного переобучения и дополнительного профобразования граждан. Теперь она реализуется в рамках нацпроекта «Кадры» (ранее – «Демография»).
В программе сохранены категории граждан, имеющих право на бесплатное переобучение. В их числе - инвалиды, мужчины и женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, граждане в возрасте 50 лет и старше, неработающие мамы детей дошкольного возраста, отдельные категории молодых людей до 35 лет, ветераны СВО и члены их семей, а также граждане, ищущие работу, безработные или находящиеся под риском увольнения.
Ознакомиться с направлениями программы обучения и подать заявку можно на портале «Работа России». После подачи заявки необходимо пройти профориентацию в центре занятости. Бесплатное обучение организуют Институт развития профобразования, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте, Томский госуниверситет, ВНИИ труда.
Постановление вступает в силу со дня опубликования.
Документ: Постановление Правительства России от 07.03.2025 № 291 «Об утверждении Положения о реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан».
Обновлены правила предоставления отпусков при усыновлении ребенка
В рамках «регуляторной гильотины» Правительство России утвердило новые правила предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка. Они заменят правила 2001 г.
Как и прежде, указанные работники вправе рассчитывать на отпуск продолжительностью 70 календарных дней со дня рождения ребенка или 110 календарных дней, если речь идет об усыновлении двух и более детей. Также усыновители будут получать пособие, аналогичное пособию по беременности и родам. После этого они вправе оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3 лет.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует 6 лет.
Основание: Постановление Правительства России от 24.03.2025 № 351 «О предоставлении отпусков работникам, усыновившим ребенка».
Правительство России определило меры поддержки и защиты семей, укрепления института семьи и брака
Утверждена Стратегия действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности в России до 2036 г.
Основными ее целями являются сохранение населения страны за счёт повышения рождаемости, укрепления материнского, детского, репродуктивного здоровья; обеспечение поддержки и защиты семей как фундаментальной основы российского общества; укрепление института семьи и брака на основе сохранения и продвижения традиционных семейных ценностей.
Ключевым механизмом реализации стратегии станет новый нацпроект «Семья». Предусмотрены конкретные меры достижения поставленных целей. В их числе - расширение сети женских консультаций; модернизация перинатальных центров, детских поликлиник и больниц; дальнейшее совершенствование скрининговых программ для беременных женщин, новорожденных детей и детей других возрастов; повышение доступности медицинской помощи женщинам по месту жительства, включая сельские территории и малые города; развитие программ реабилитации и психологической поддержки женщин после рождения ребёнка; совершенствование методов лечения бесплодия, повышение их доступности и эффективности.
Чтобы молодые родители могли успешно совмещать семейную и профессиональную реализацию, планируется создавать в вузах условия для студенческих семей.
В результате реализации стратегии суммарный коэффициент рождаемости к 2036 г. должен достичь 1,8; охват граждан репродуктивного возраста (18-49 лет) диспансеризацией для оценки репродуктивного здоровья к 2030 г. составит не менее 50%. Ожидаемая продолжительность здоровой жизни к 2036 г. должна достичь 72 лет. Количество многодетных семей увеличится до 2 725 тыс.
Документ: Распоряжение Правительства России от 15.03.2025 № 615-р «Об утверждении Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности в Российской Федерации до 2036 года».
Уволившимся с военной службы будут помогать с трудоустройством в приоритетном порядке
Утвержден стандарт по содействию приоритетному трудоустройству граждан, которые завершили службу по мобилизации или по контракту, у которых прекратилось действие контракта о пребывании в добровольческом формировании, а также членов их семей.
Таким лицам центры занятости в первоочередном порядке предоставляют следующие услуги:
- подбор и направление вакансий;
- согласование с работодателем кандидатуры гражданина по вакансиям для проведения переговоров о трудоустройстве;
- отправка уведомлений о проведении переговоров или направлений на работу по выбранным гражданином вакансиям.
Документ: Приказ Минтруда России от 26.02.2025 № 88н «Об утверждении Стандарта деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по содействию приоритетному трудоустройству граждан, которые завершили прохождение военной службы по мобилизации или военной службы по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», либо у которых прекратилось действие заключенного ими контракта о пребывании в добровольческом формировании, предусмотренном Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», а также граждан, относящихся к членам их семей в соответствии с пунктами 5 и 5.1 статьи 2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2025 за № 81438.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
Проект нового Трудового кодекса Российской Федерации внесен в Государственную Думу
Проект федерального закона «Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – законопроект) внесен группой депутатов во главе с руководителем фракции КПРФ Зюгановым Г.А.
Как сказано в пояснительной записке, законопроект подготовлен в развитие положений Конституции Российской Федерации о свободе труда, о праве на труд в условиях безопасности, на вознаграждение за труд без дискриминации, а также о праве на защиту от безработицы.
Рынок труда находится на стадии изменений и глубоких преобразований, вызванных такими факторами, как технологический прогресс, демографические сдвиги, изменение климата. Эти изменения связаны как с проблемами, так и с новыми возможностями, а успех преобразований зависит от того, насколько гибко будут изменяться структуры экономики и рынок труда. Сохраняется проблема бедности значительной части населения, имеет место неравенство в возможностях овладения перспективными профессиями.
В 2023 году зафиксирован рекорд по продолжительности рабочего дня. Более 70% россиян работают по выходным и в отпуске. 97% регулярно задерживаются на работе, 31% имеют подработку помимо основной работы. При этом дефицит на рынке труда по итогам 2023 года составляет 5 млн. человек и стал одним из сдерживающих факторов развития экономики. 85% многодетных семей имеют доходы ниже прожиточного минимума.
Законопроект нацелен на повышение производительности труда и эффективности производства на основе научного планирования и управления, на стимулирование творческой активности работников, на расширение прав трудовых коллективов и профсоюзов, на улучшение демографической ситуации в стране.
Достижению указанных целей призвано способствовать совершенствование трудовых отношений, что является основным предметом законопроекта.
Основными положениями законопроекта, в том числе, являются:
Вводится норма о том, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 30 часов в неделю.
Профсоюзы, действующие на местах, могут также представлять интересы работников в коллективных переговорах и коллективных трудовых спорах, если они соответствуют установленным требованиям.
Работодатели обязаны признавать профсоюзные организации как законных представителей интересов работников при проведении коллективных переговоров и разрешении коллективных трудовых споров.
Действия, направленные на ограничение или подавление законной деятельности профсоюзов, а также ущемление их прав и интересов, запрещаются и влекут за собой установленную законом ответственность.
В случае признания увольнения работника, избранного в профсоюзные органы или комиссии по трудовым спорам, незаконным работодатель обязан восстановить работника на прежней должности с выплатой компенсации за упущенное время и моральный вред, а также обеспечить его работу в условиях, не нарушающих его права и интересы.
МРОТ – это минимальный размер вознаграждения, который работодатель обязан заплатить работнику за выполненную работу в течение указанного периода времени и который не может быть сокращён по коллективному или индивидуальному трудовому договору. В состав МРОТ не входят компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
МРОТ на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год равного 35 000 рублей, с учётом ежегодной индексации, исходя из текущей экономической ситуации, инфляции и других социально-экономических факторов и пересматривается минимум раз в год.
В трудовой стаж включается время работы в районах Крайнего Севера по трудовому договору без учёта вида собственности и организационно-правовой формы работодателя.
Включение в стаж периодов работы в районах Крайнего Севера при нестандартных формах занятости происходит при условии уплаты страховых взносов.
Специализированный трудовой суд состоит из следующих членов:
- профессиональный судья, ответственный за независимое и беспристрастное разрешение трудовых споров;
- два заседателя, один из которых представляет интересы объединений работодателей, а другой - интересы объединений работников.
Специализированные трудовые суды рассматривают трудовые споры между работниками и работодателями, а принимаемые ими решения обязательны для исполнения сторонами и могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
Основание: Проект федерального закона № 858157-8 «Трудовой кодекс Российской Федерации» // https://sozd.duma.gov.ru/bill/858157-8.
Поправки к Трудовой кодекс Российской Федерации о снижении выплат работнику при дисциплинарном взыскании прошли первое чтение
Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 135 Трудового кодекса Российской Федерации» подготовлен в целях реализации права работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи.
Изменения разработали во исполнения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2023 г. № 32-П. Он указал, что из-за наказания нельзя, в частности, произвольно снижать зарплату.
Проектом федерального закона предлагается дополнить статью 135 Кодекса новой частью третьей, предусматривающей, что при установлении систем премирования в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, определяются виды премий, их размеры, сроки, основания и условия их выплаты работникам, в том числе с учетом качества, эффективности и продолжительности работы, наличия или отсутствия дисциплинарного взыскания и других условий.
Законопроект не затрагивает права работодателя по применению дисциплинарных взысканий (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям), а также порядок их применения.
Таким образом, проектируемая норма касается только снижения выплат работнику при дисциплинарном взыскании.
Применение предлагаемой законопроектом нормы позволяет работодателю учитывать при стимулировании работника достигнутые им показатели и результаты, а также учитывать при премировании наличие дисциплинарного взыскания.
При этом авторы законопроекта полагают, что работник будет защищен от произвольного снижения ему выплат, которые он заработал, в том числе участвуя в выполнении конкретных работ (оказании услуг).
Законопроект рассмотрен Государственной Думой в первом чтении 18.02.2025.
Основание: Проект Федерального закона № 513234-8 «О внесении изменений в статью 135 Трудового кодекса Российской Федерации» / https://sozd.duma.gov.ru/bill/513234-8.
Законодатели смягчили условия приема на работу несовершеннолетних
Проект закона разработан в целях стимулирования трудоустройства молодежи от 14 лет, получения ими трудового опыта в целях выбора дальнейшего профессионального пути.
В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул важность подготовки кадров, системы профориентации и получения трудового опыта подростками.
Данным законопроектом предлагается предоставить работодателям возможность привлекать к труду несовершеннолетних, работающих в составе студенческих отрядов, включенных в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, в выходные дни. Подобные изменения позволят увеличить привлекательность трудоустройства несовершеннолетних для большинства работодателей, а также значительно расширят возможности трудоустройства для самих несовершеннолетних.
Для работы в выходные и праздники нужно будет письменное согласие несовершеннолетнего. Дополнительно может понадобиться согласие:
одного из родителей или попечителя, если работнику меньше 15 лет;
органа опеки и попечительства либо иного законного представителя, если несовершеннолетний, например, сирота.
В случае принятия данного законопроекта установленная трудовым законодательством сокращенная продолжительность рабочего времени для несовершеннолетних сохраняется (статьи 92 и 94 ТК РФ). Для работников от 14 до 15 лет она составляет не более 4 часов в день, с 15 до 16 лет - не более 5 часов, в возрасте от 16 лет до 18 лет - не более 7 часов. Общая допустимая продолжительность рабочей недели для несовершеннолетних также не меняется: для работников в возрасте до шестнадцати лет она составляет не более 24 часов в неделю, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю. Также важно отметить, что ряд ограничений и дополнительных правил, установленных Трудовым Кодексом Российской Федерации касающихся трудовой занятости лиц до 18 лет (в том числе статьи 20,63, 69, 70, 265, 266, 267, 269, 270, 271, 272 и другие) остается без изменений.
Законопроект принят в третьем чтении 25.03.2025. Планируют, что поправки вступят в силу с 1 сентября 2025 года.
Основание: Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 268 Трудового кодекса Российской Федерации» // https://sozd.duma.gov.ru/bill/635566-8.
Минтруд России подготовил изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, уточняющие полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений
Проектом федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» вносятся изменения, уточняющие полномочия федеральных органов исполнительной власти в соответствии с установленной сферой деятельности по утверждению особенностей режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы; перечней работ и категорий работников, с которыми могут заключаться договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм этих договоров; перечней работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до восемнадцати лет, а также предельных норм тяжестей; особенностей регулирования работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры); продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей.
Изменения вносятся в целях соответствия норм трудового законодательства Российской Федерации, содержащих обязательные требования, положениям Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Законопроектом предполагается расширение полномочий Минтруда России по изданию нормативных правовых актов в отдельных сферах деятельности.
Основание: Проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» / https://regulation.gov.ru/projects#npa=155315.
КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Дисциплинарное взыскание не может служить основанием для депремирования работника на весь срок действия дисциплинарного взыскания
Статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлен перечень дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены к работнику: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
В соответствии с частью четвертой ст. 192 ТК РФ не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. Перечень установленных трудовым законодательством видов дисциплинарных взысканий, приведенный в части первой ст. 192 ТК РФ, не содержит такой меры дисциплинарного воздействия, как лишение работника премии или снижение ее размера. Таким образом, депремирование работника в качестве дисциплинарного взыскания является неправомерным.
Вместе с тем стимулирующая выплата в силу части первой ст. 129 ТК РФ является составной частью заработной платы. Заработная плата устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. В свою очередь, системы оплаты труда, включая системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части первая и вторая ст. 135 ТК РФ).
Установление зависимости права на премию от надлежащего выполнения трудовых обязанностей и уменьшение либо полное лишение премии за конкретный период в связи с невыполнением такого условия не является нарушением прав работника (определение Верховного Суда РФ от 07.04.2005 № КАС05-126). Документы, устанавливающие систему премирования, могут предусматривать наличие дисциплинарного взыскания в качестве основания для депремирования работника (определение Верховного Суда РФ от 09.04.2015 № АПЛ15-100). В такой ситуации невыплата либо снижение премии работнику, совершившему дисциплинарный проступок, не является дисциплинарным взысканием и может иметь место наряду с привлечением его к дисциплинарной ответственности (определения Седьмого КСОЮ от 30.03.2023 № 8Г-2608/2023, Восьмого КСОЮ от 16.03.2023 № 8Г-2526/2023, Шестого КСОЮ от 16.12.2021 № 8Г-23570/2021).
Основанием для невыплаты всей или части премии может являться не только применение к работнику дисциплинарного взыскания, но и сам факт нарушения им трудовой дисциплины, если это предусмотрено системой премирования (определения Восьмого КСОЮ от 20.01.2022 № 8Г-25693/2021, Верховного Суда Республики Татарстан от 04.03.2021 № 33-3872/2021 Санкт-Петербургского городского суда от 15.03.2012 № 33-3885/2012). В этом случае работодатель вправе лишить работника премии за упущения в работе, не прибегая к привлечению его за это к дисциплинарной ответственности (определения Девятого КСОЮ от 17.09.2020 № 8Г-6052/2020, Приморского краевого суда от 28.03.2023 № 33-2515/2023, Тюменского областного суда от 16.09.2019 № 33-4992/2019, Нижегородского областного суда от 16.04.2013 № 33-3151/2013, Челябинского областного суда от 21.11.2013 № 11-12243/2013).
Конституционный Суд Российской Федерации (далее – КС РФ) постановлением от 15.06.2023 № 32-П подтвердил возможность установления на локальном уровне таких условий премирования, которые наряду с результатами труда работников за определенный период учитывают и факт соблюдения ими трудовой дисциплины. Однако при этом КС РФ сформулировал ряд правил, направленных на исключение возможности несправедливого регулирования этого вопроса.
1. Факт применения к работнику дисциплинарного взыскания может учитываться при выплате лишь тех входящих в состав заработной платы премиальных выплат, которые начисляются за период, когда к работнику было применено дисциплинарное взыскание, и не может служить основанием для депремирования этого работника на весь срок действия дисциплинарного взыскания.
2. Снижение размера премиальных выплат во всяком случае не должно приводить к уменьшению размера месячной заработной платы работника более чем на 20 процентов.
3. Применение дисциплинарного взыскания не является препятствием для начисления работнику тех дополнительных выплат, право на которые обусловлено его непосредственным участием в осуществлении отдельных, финансируемых в особом порядке видов деятельности и достижением определенных результатов труда (экономических показателей). По тексту постановления отмечается, что такие выплаты не являются по своей природе премиями, не предназначены для выполнения определенной стимулирующей функции.
Таким образом, в случае, если документы, устанавливающие систему стимулирования (премирования), предусматривают наличие дисциплинарного взыскания в качестве основания для лишения стимулирующей выплаты, невыплата либо снижение премии работнику, совершившему дисциплинарный проступок, правомерны. При этом дисциплинарное взыскание, и не может служить основанием для депремирования этого работника на весь срок действия дисциплинарного взыскания. Если указанная стимулирующая выплата составляет более 20% общего месячного заработка сотрудника, то работодатель не вправе полностью не выплачивать стимулирующую выплату. Заработок за соответствующий месяц в этом случае может быть выплачен уменьшенным не более чем на 20%.
Документ: Может ли работодатель при наличии выговора лишить работника стимулирующих выплат? / https://www.garant.ru/consult/work_law/1800118/.
«Некорректные» или «случайные» самозапреты на кредиты - это уловка мошенников
Минцифры призывает граждан быть бдительными при использовании сервиса Госуслуг по установлению самозапрета на кредиты.
Сервис работает корректно. Отменить самозапрет может только сам пользователь, подписав заявление электронной подписью в приложении «Госключ». Все изменения статуса заявлений отображаются в личном кабинете. Никаких «некорректных» или «случайных» самозапретов быть не может.
Минцифры обращает внимание, что сотрудники Госуслуг не звонят и не присылают никаких ссылок. Взломать Госуслуги с помощью внешнего воздействия невозможно. Поэтому мошенники используют методы социальной инженерии, чтобы пользователи сами сообщили им данные для входа в личный кабинет.
Гражданам даны рекомендации, как себя обезопасить. В частности, никому никогда не надо сообщать данные для входа на Госуслуги.
Указано, какие меры принимаются, если замечена подозрительная активность. Например, для смены привязанного к аккаунту номера пользователя попросят подтвердить учётную запись через онлайн-банк или прийти в МФЦ.
Документ: Информация Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12.03.2025 «Самозапрет на кредиты - надёжный способ защитить себя от мошенников» / © КонсультантПлюс.
Составитель обзора:
А. Шустров