НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
(июнь 2024 г.)
Определены приоритетные направления научно-технологического развития и перечень важнейших наукоемких технологий
К приоритетным направлениям научно-технологического развития отнесены:
- высокоэффективная и ресурсосберегающая энергетика;
- превентивная и персонализированная медицина, обеспечение здорового долголетия;
- высокопродуктивное и устойчивое к изменениям природной среды сельское хозяйство;
- безопасность получения, хранения, передачи и обработки информации;
- интеллектуальные транспортные и телекоммуникационные системы, включая автономные транспортные средства;
- укрепление социокультурной идентичности российского общества и повышение уровня его образования;
- адаптация к изменениям климата.
Перечень важнейших наукоемких технологий насчитывает 28 позиций. Они разделены на 2 категории - критические и сквозные.
Правительство должно определить объем финансирования и порядок ускоренного внедрения в экономику технологий. Поручено обеспечить единство применения приоритетных направлений и важнейших наукоемких технологий.
Указ вступил в силу со дня подписания.
Документ: Указ Президента России от 18.06.2024 № 529 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий».
Утвержден прожиточный минимум на 2025 год
В 2025 году величина прожиточного минимума в целом по стране будет составлять 17 773 руб. на человека, для трудоспособного населения - 19 329 руб., для пенсионеров - 15 250 руб., для детей - 17 201 руб.
Постановление вступает в силу с 1 января 2025 г. и действует до 31 декабря 2025 г.
Документ: Постановление Правительства России от 12.06.2024 № 789 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2025 год».
Утверждены новые положения о проведении Всероссийских конкурсов в области охраны труда
Приказом Минтруда России утверждены:
Положение о Всероссийском конкурсе «Лучший специалист по охране труда»;
Положение о Всероссийском конкурсе «Лучший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда»;
Положение о Всероссийском конкурсе «Лучшие цифровые решения по охране труда»;
Положение о Всероссийском конкурсе «Лучшая бюджетная организация в области охраны труда»;
Положение о Всероссийском конкурсе «Лучшая организация крупного бизнеса в области охраны труда»;
Положение о Всероссийском конкурсе «Лучшая организация малого и среднего бизнеса в области охраны труда».
Признаны утратившими силу акты Минтруда, регламентирующие вопросы проведения Всероссийского рейтинга организаций крупного бизнеса в области охраны труда, Всероссийского рейтинга организаций среднего и малого бизнеса в области охраны труда, а также Всероссийских конкурсов «Лучший специалист по охране труда» и «Лучшие цифровые решения по охране труда».
Документ: Приказ Минтруда России от 28.05.2024 №277 «О проведении Всероссийских конкурсов в области охраны труда».
Оценка профессиональных рисков - еще одна предупредительная мера по сокращению травматизма и профзаболеваний
Скорректированы правила финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортного лечения работников, занятых на вредных и опасных работах.
К таким мерам дополнительно отнесено проведение оценки профессиональных рисков.
Уточнен список документов, представляемых страхователем для обоснования необходимости финансирования мер, а также перечень сведений, запрашиваемых СФР в рамках межведомственного взаимодействия.
Документ: Приказ Минтруда России от 19.03.2024 № 123н «О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 467н», зарегистрирован в Минюсте России 04.06.2024 за № 78456.
Обновлена комплектация аптечек для оказания первой помощи пострадавшим работникам
Установлены новые требования к комплектации аптечки для оказания пострадавшим работникам первой помощи с применением медизделий. Обновлены коды номенклатурной классификации. Уточнены виды лейкопластырей. Предусмотрено 2 устройства для искусственного дыхания.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Документ: Приказ Минздрава России от 24.05.2024 № 262н «Об утверждении требований к комплектации аптечки для оказания работниками первой помощи пострадавшим с применением медицинских изделий», зарегистрирован в Минюсте России 31.05.2024 за № 78396.
Обновлен состав автомобильной аптечки
Установлены новые требования к комплектации автомобильной аптечки для оказания первой помощи с применением медицинских изделий пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Упоминаются в т. ч. загубник, покрытие для сердечно-легочной реанимации, одноразовый и многоразовый эластичные нелатексные бинты, спасательное одеяло, ножницы для перевязочного материала и хирургические ножницы.
Старые аптечки можно будет использовать в течение срока годности, но не позднее 31 декабря 2027 г.
Прежний состав аптечек утратит силу.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Документ: Приказ Минздрава России от 24.05.2024 № 260н «Об утверждении требований к комплектации аптечки для оказания первой помощи с применением медицинских изделий пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильной)», зарегистрирован в Минюсте России 31.05.2024 за № 78392.
Обновлены формы документов для назначения и выплаты страхового обеспечения по ОСС
В связи с созданием Социального фонда России утверждены новые формы документов, применяемых для назначения и выплаты страхового обеспечения по ОСС. В их числе - сведения о застрахованном лице, заявление о назначении пособия по уходу за ребенком, выписка из электронного листка нетрудоспособности, извещение о представлении недостающих сведений и документов.
Формы, утвержденные ФСС, утрачивают силу.
Документ: Приказ Социального фонда России от 22.04.2024 № 643 «Об утверждении форм документов и сведений, применяемых в целях назначения и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию», зарегистрирован в Минюсте России 26.06.2024 за № 78675.
Определены основные направления работы в сфере экономики и трудовых отношений на 2024-2026 годы
На федеральном уровне социального партнерства подписано новое Генеральное соглашение на 2024-2026 гг.
Стороны социального партнерства предпримут совместные усилия для обеспечения динамичного развития России, преодоления препятствий, обусловленных недружественным воздействием зарубежных стран. Необходима скорейшая и всесторонняя интеграция новых регионов в правовую систему и социально-экономические процессы в стране.
Среди приоритетов нового соглашения можно выделить мониторинг и прогнозирование кадровой потребности рынка труда, расширение механизма целевого обучения в вузах и колледжах, повышение престижа рабочих и инженерно-технических профессий, повышение социальной защищенности работников. Запланирована реализация мер поддержки проектов в сфере импортозамещения и обеспечения технологического суверенитета.
Будет проработан вопрос установления не облагаемого НДФЛ минимума доходов трудоспособного населения в размере прожиточного минимума. Ограничат возможность снижения зарплаты в связи с дисциплинарным взысканием. Нужно обеспечить установление МРОТ выше прожиточного минимума.
Документ: Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2024 - 2026 годы.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возобновление индексации страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии работающим пенсионерам
Согласно законопроекту, с 2025 года страховые пенсии работающих пенсионеров будут ежегодно индексироваться в соответствии с предложенным механизмом. Суммы увеличения в результате индексации страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии определяются исходя из размера пенсии, исчисленного на 31 декабря 2024 г.
Предполагается, что федеральный закон вступит в силу с 1 января 2025 года.
Принятый в третьем чтении Федеральный закон направлен в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Основание: Проект федерального закона № 652632-8 «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статью 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» / https://sozd.duma.gov.ru/bill/652632-8.
Правительством России предложен механизм предоставления дополнительного дня отдыха за работу в выходной или нерабочий праздничный день
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 153 Трудового кодекса Российской Федерации» (далее - законопроект) разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2023 № 56-П по делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Н.А. Варнаковой, Л.Г. Жуковой, О.А. Котивец и Т.С. Кубряк.
В соответствии с законопроектом дополнительный день отдыха за работу в выходной или нерабочий праздничный день может быть использован в течение года со дня работы в выходной или праздничный день либо присоединен к отпуску.
Кроме того, законопроект предусматривает замену неиспользованного дополнительного дня (дней) отдыха повышенной оплатой работы, выплачиваемой в день увольнения, реализуя право работника на возмещение трудозатрат в связи с работой в указанные дни.
Предполагается, что закон вступит в силу с 1 марта 2025 года.
Документ: Проект Федерального закона № 638766-8 «О внесении изменений в статью 153 Трудового кодекса Российской Федерации» / https://sozd.duma.gov.ru/bill/638766-8.
В Государственную Думу внесен законопроект с комплексными изменениями в Трудовой кодекс Российской Федерации, предусматривающий установление дополнительных гарантий трудовых прав граждан
Изменения предполагают совершенствование правового регулирования федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства, особенностей деятельности частных агентств занятости, а также временного перевода на другую работу по направлению органов службы занятости населения.
Так, в частности, планируется дополнить ТК РФ главой, закрепляющей особенности временного перевода на другую работу по направлению государственного учреждения службы занятости населения. Временный перевод будет возможен с письменного согласия работника в случаях: наличия потребности работодателя во временном переводе работников от другого работодателя; поступления в центр занятости сведений от работодателя о приостановке производства для перевода его работников к другому работодателю.
На период временного перевода работника на работу к другому работодателю действие первоначально заключенного трудового договора будет приостановлено.
Кроме этого, законопроектом предлагается:
- закрепить в статье 115 ТК РФ положения о предоставлении инвалидам ежегодного основного оплачиваемого отпуска не менее 30 календарных дней;
- уточнить полномочия Роструда по осуществлению контроля за выполнением работодателями обязательств по трудовым соглашениям;
- предусмотреть механизм противодействия формированию просроченной задолженности по зарплате и контроля за погашением задолженности перед работниками посредством создания соответствующих региональных межведомственных комиссий;
- уточнить особенности регулирования труда работников, направляемых временно к другим работодателям по договору о предоставлении труда работников (персонала).
Основание: Проект федерального закона № 625769-8 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» / https://sozd.duma.gov.ru/bill/625769-8.
Правительство России предлагает установить ежегодные выплаты работающим родителям, имеющим двух и более детей
Проект федерального закона «О ежегодной выплате работающим родителям, имеющим двух и более детей» (далее - законопроект) разработан в целях установления права граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, на получение ежегодной выплаты работающим родителям, имеющим двух и более детей (далее - ежегодная выплата), являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается, что ежегодная выплата выплачивается в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на год, предшествующий году обращения за указанной выплатой.
Ежегодная выплата осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации каждому из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) детей в возрасте до 18 лет или возрасте до 23 лет при условии их обучения в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам) при отсутствии у заявителя задолженности по уплате алиментов.
Размер ежегодной выплаты определяется в виде разницы между суммой уплаченного налога на доходы физических лиц за год, предшествующий году обращения за указанной выплатой, и суммой налога на доходы физических лиц, рассчитанного с того же дохода по ставке 6 процентов в полном объеме.
Предусматривается, что законопроект вступит в силу с 1 января 2026 г.
Документ: Проект федерального закона № 638814-8 «О ежегодной выплате работающим родителям, имеющим двух и более детей» / https://sozd.duma.gov.ru/bill/638814-8.
Предлагается уточнить положения Трудового кодекса России и предусмотреть запрет на заключение срочных трудовых договоров с руководителями структурных подразделений организаций
Проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее - законопроект) разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2023 г. № 59-П, согласно которому абзац восьмой части второй статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 1), 75 (часть 5) и 75.1, в той мере, в какой он в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное его истолкование и, следовательно, возможность произвольного применения, допускает различный подход к решению вопроса о возможности заключения срочного трудового договора с работником, замещающим должность руководителя структурного подразделения организации, а также о правомерности увольнения такого работника в связи с истечением срока трудового договора.
Законопроектом разработан в целях устранения сложившейся правовой неопределенности в понимании содержания термина «руководители организации» и недопущения заключения срочного трудового договора с работником, замещающим должность руководителя структурного подразделения организации.
Законопроектом разграничивается статус руководителя организации и руководителя отдельных структурных подразделений организации, а также корректируются вопросы заключения трудового договора с руководителем организации.
Заключенные до вступления указанных поправок в силу срочные трудовые договоры с руководителями структурных подразделений организаций будут считаться заключенными на неопределенный срок.
Документ: Проект федерального закона № 638815-8 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» / https://sozd.duma.gov.ru/bill/638815-8.
Правительство России предлагает комплексное системное изменение параметров налоговой системы
Проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 г. и предусматривает следующие новации.
Законопроектом предлагается изменение параметров налоговой системы в части налогообложения личных доходов на базе принципа справедливости и эффективности перераспределения поступлений между различными слоями населения и секторами экономики.
В части налога на доходы физических лиц предусматривается:
- введение дифференцированных ставок по налогу на доходы физических лиц в зависимости от размера и вида дохода, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде;
- ограничение права на применение налоговых преференций в виде освобождения от налога на доходы физических лиц при долгосрочном владении ценными бумагами и долями участия в уставном капитале, если соответствующие доходы превышают 50 миллионов рублей за налоговый период;
- увеличение размеров стандартных налоговых вычетов на второго и последующих детей;
- увеличение предельного размера доходов, до достижения которого применяются стандартные налоговые вычеты;
- распространение стандартного налогового вычета на лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) комплекса «Готов к труду и обороне» и прошедших диспансеризацию;
- предоставление права субъектам Российской Федерации увеличивать до 1 понижающий коэффициент 0,7, применяемый в целях определения подлежащих налогообложению доходов от продажи недвижимого имущества.
Налогообложение налогом на доходы физических лиц доходов участников СВО, получаемых в связи с участием в ней, не изменится.
Также в законопроекте учтена техническая правка, предусматривающая выравнивание обложения налогом на доходы физических лиц нерезидентов в виде процентов по вкладам и в виде дивидендов на уровне 15%.
С целью сохранения стимулов для развития финансового рынка и неувеличения нагрузки на большинство граждан, хранящих сбережения в банках, предлагается сохранить предельную ставку в 15% для доходов в виде дивидендов, процентов по депозитам, доходам по операциям с ценными бумагами.
Законопроектом также предусматривается увеличение налога на доходы физических лиц, уплачиваемого налогоплательщиками в фиксированном размере с доходов в виде прибыли контролируемых ими иностранных компаний.
Кроме того, предлагается расширить полномочия субъектов Российской Федерации и муниципалитетов по установлению более высоких налоговых ставок имущественных налогов по дорогостоящему имуществу, а также увеличить размеры государственной пошлины, уплачиваемой в связи с регистрацией прав на дорогостоящее недвижимое имущество.
Кроме того, законопроектом предлагается комплексное системное изменение параметров налоговой системы в части налогообложения корпоративных доходов.
Документ: Проект федерального закона № 639663-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» / https://sozd.duma.gov.ru/bill/639663-8.
Минэкономразвития России предложены особенности привлечения иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории особых эконмических зон
Минэкономразвития России полагает, что в условиях усиления конкурентной борьбы с развитыми зарубежными странами за инвесторов, предпринимателей, специалистов высокой квалификации, способствующих ускоренному технологическому обновлению и развитию российской экономики, созданию высокопроизводительных рабочих мест с достойной заработной платой, необходимо создание максимально благоприятных условий для привлечения иностранных граждан.
Минэкономразвития России предлагает упростить наем иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории особых эконмических зон (ОЭЗ).
Согласно законопроекту, с 1 марта 2025 года работодатели, признаваемые управляющими компаниями и резидентами ОЭЗ, привлекают и используют иностранных граждан в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ и законодательством о правовом положении иностранных граждан в РФ, при этом:
получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников не требуется;
разрешение на работу иностранному гражданину, привлекаемому для осуществления трудовой деятельности резидентом ОЭЗ, будет выдаваться без учета квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, а также квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, устанавливаемых Правительством РФ.
Форма разрешения на работу будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Документ: Проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (не внесен в Государственную Думу) / https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=148605.
Минтруд России предлагает продлевать установленный Трудовым кодексом Российской Федерации срок для возобновления приостановленного трудового договора на период временной нетрудоспособности работника, наступившей вследствие заболевания или травмы
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 3517 Трудового кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан в целях защиты работника в период приостановления действия трудового договора в соответствии со статьей 351.7 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) от расторжения трудового договора по инициативе работодателя в связи с его невыходом на работу по истечении трех месяцев после окончания прохождения им военной службы по мобилизации или военной службы по контракту.
В соответствии со ст. 351.7 ТК РФ действие трудового договора, заключенного между работником и работодателем, приостанавливается на период прохождения работником военной службы или оказания им добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации.
Действие трудового договора возобновляется в день выхода работника на работу. Работник обязан предупредить работодателя о своем выходе на работу не позднее чем за три рабочих дня.
В случае, если работник не вышел на работу по истечении трех месяцев после окончания прохождения им военной службы по мобилизации или военной службы по контракту расторжение трудового договора с работником осуществляется по инициативе работодателя по основанию, предусмотренному пунктом 13.1 части первой статьи 81 ТК РФ.
В этой связи в целях защиты трудовых прав указанных категорий работников законопроектом предлагается осуществлять продление указанного срока на период временной нетрудоспособности работника, наступившей вследствие заболевания или травмы в данный период, что позволит защитить работника от расторжения трудового договора по инициативе работодателя в связи с невыходом его на работу по истечении трех месяцев после окончания прохождения им военной службы.
Документ: Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 351.7 Трудового кодекса Российской Федерации» / https://regulation.gov.ru/projects#npa=148214.
КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Верховный Суд России разъяснил правила добровольного страхования имущества
Верховный Суд России представил следующие правовые подходы к вопросам добровольного страхования имущества.
Отказ в выплате страховки должен быть обоснован. Запрещен отказ из-за непредставления страхователем отдельных документов, если решение о выплате можно принять без них. Нельзя отказать в страховке, если страхователь не обжаловал отказ в возбуждении уголовного дела по факту ущерба.
Не страхуются противоправные интересы, убытки от участия в играх, лотереях и пари, а также расходы, к которым лицо может быть принуждено для освобождения заложников. Неправильное оформление прав на объект страхования (отсутствие разрешения на строительство) еще не свидетельствует о страховании противоправного интереса.
Разъяснен порядок заключения электронного договора со страхователем-физлицом. Договор считается заключенным на условиях страховщика после уплаты страховой премии (взноса). Уплатой также подтверждается согласие страхователя с условиями страхования.
Уточнены обстоятельства, при наступлении которых страхователь вправе отказаться от договора. Разъяснены условия оспаривания договора страховщиком, которому страхователь предоставил ложные сведения или не сообщил о существенных обстоятельствах.
Если один из сособственников застраховал имущество на полную стоимость и получил выплату при наступлении страхового случая, другие сособственники могут обратиться к нему и потребовать часть полученного возмещения, соответствующую их доле.
Намеренный недопуск экспертов к поврежденному имуществу освобождает страховщика от штрафных санкций или компенсации морального вреда. Суд может уменьшить его ответственность, если клиент содействовал увеличению убытков или не принял разумных мер к их уменьшению.
Разъяснены условия и сроки отказа клиента от договора и его права на возврат части уплаченной премии.
Уточнены нюансы страхования имущества, приобретаемого на кредитные средства.
Определен размер страховки при гибели транспортного средства.
Рассмотрены вопросы уплаты страховой премии в рассрочку.
Документ: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2024 № 19 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества» / © КонсультантПлюс.
Минфин сообщает о действующих мерах господдержки семей с детьми для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам
Разъяснены условия программы поддержки многодетных семей, с помощью которой они могут получить от государства 450 тыс. рублей на погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
Дополнительно сообщается, что 12 июня 2024 года был подписан Федеральный закон № 137-ФЗ, которым срок реализации указанной меры господдержки продлевается до 1 июля 2031 года для семей, в которых третий ребенок или последующие дети родились по 31 декабря 2030 года.
Во исполнение положений указанного закона Минфином совместно с Минтрудом, Минстроем, Минэкономразвития и АО «ДОМ.РФ» разрабатывается соответствующий проект постановления Правительства.
Документ: Письмо Минфина России от 20.06.2024 № 05-05-08/57988 «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)» / © КонсультантПлюс.
Работники, находящиеся в Санкт-Петербурге в командировке, должны оплачивать курортный сбор
С 01.04.2024 применяется Закон г. Санкт-Петербурга от 29.06.2023 № 419-81 «О введении на территории Санкт-Петербурга курортного сбора».
Согласно ст. 6 Федерального закона от 29.07.2017 № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры» плательщиками курортного сбора являются физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов.
Случаи освобождения от уплаты курортного сбора перечислены в ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 № 214-ФЗ. В число таких случаев не входит нахождение лица в командировке, от курортного сбора освобождаются лица, постоянно работающие на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта.
То есть с указанных работников сбор будет взыскан, если они более 24 часов проживают в объекте размещения - индивидуально-определенном здании или помещении в здании, предназначенном для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению, а также жилом помещении, пригодном для временного проживания (п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 214-ФЗ).
В случае направления в служебную командировку работодатель, в частности, обязан возмещать работнику расходы, в том числе дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), и иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя (ч. 1 ст. 168 ТК РФ). Это касается и курортного сбора.
Документ: Экспертное мнение специалиста службы Правового консалтинга ГАРАНТ / https://www.garant.ru/consult/work_law/1725030.
Составитель обзора:
А. Шустров