Часто задаваемые вопросы

Для чего была создана Межрегиональная профсоюзная организация «Газпром профсоюз»?
О том, как был создан «Газпром профсоюз», в марте 2017 года его председатель Владимир Ковальчук рассказал слушателям программы МВА «Устойчивое развитие и управление социальной сферой компании». При ответе на вопрос использованы материалы его выступления:

История развития социального партнерства в ПАО «Газпром» началась в апреле 1991 года. Именно тогда правительство поручило государственному концерну «Газпром» в составе других министерств и ведомств с соответствующими профсоюзными объединениями создать комиссии и заключить тарифные соглашения на 1992-1995 годы. И предусмотреть в них комплекс гарантий трудящимся в зависимости от характера и условий производства в отрасли. Тогда же были образованы комиссии, подготовлены проекты тарифных соглашений, начались переговоры между представителями работодателей и профсоюзов. Однако в связи с августовскими событиями 1991 года и ликвидацией союзных министерств и концернов ни одно соглашение заключено так и не было.

В 1992 году были заключены генеральное соглашение и более 50 отраслевых тарифных соглашений. А уже в феврале 1993 года было заключено и первое Отраслевое тарифное соглашение по предприятиям, организациям и учреждениям нефтедобывающей, газовой отраслей промышленности и строительства, которое позже было распространено и на РАО «Газпром».

В это же время активно развивалась система колдоговорного регулирования в дочерних организациях. Но этот процесс был обусловлен только возможностями отдельно взятого предприятия и не являлся систематическим. И для того периода времени были характерны отдельные перекосы в пользу тех или иных льгот, гарантий и компенсаций.

Формировалась система управления в форме вертикально-интегрированного холдинга, происходило внедрение корпоративного управления, централизация и стандартизация всех бизнес-процессов. Это означало, что наиболее важные стратегические решения принимались «наверху», на уровне материнской компании, а дочерние общества стали выступать в роли производственных площадок. Именно от решений высшего менеджмента Газпрома стали зависеть в том числе и вопросы оплаты труда, социального пакета и его наполнения. В создавшихся условиях назрела необходимость выработки единого документа, определяющего уровень социальной защиты и порядок предоставления льгот, гарантий и компенсаций в целом по организациям системы Газпрома. Это отлично понимало руководство компании и профсоюза.

И если со стороны работодателя существовала выстроенная стройная система администрирования, то среди представителей работников отрасли в лице профсоюзных организаций четкого единства не было; не было паритетного органа со стороны профсоюза для решения вопросов социального партнерства на уровне «Газпрома». И для того чтобы можно было вести аргументированный и равноправный диалог необходимо было объединение усилий, создание единого представительного органа - организации, объединяющей всех работников отрасли.

В результате 1 февраля 2000 года состоялась учредительная конференция Межрегиональной профсоюзной организации ОАО «Газпром» (сегодня - Межрегиональная профсоюзная организация «Газпром профсоюз») и был избран постоянно действующий руководящий орган - Совет. Главной задачей на тот момент явилась консолидация действий входящих в нее профсоюзных организаций по представительству и защите социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза в органах управления, хозяйственных структурах акционерного общества, органах местного самоуправления, общественных организациях. С созданием МПО появилась реальная возможность находить общие проблемы и избирать общие методы их решения.

Создание МПО обеспечило возможность заключения первого Тарифного соглашения между работниками и руководителями ОАО «Газпром», его дочерними обществами и организациями на 2001-2003 годы и выйти на качественно новый уровень социального партнерства. Тарифное соглашение явилось первым в ряду документов, регулирующих соответствующие отношения в Газпроме в целом. И его принятию предшествовала большая напряженная работа. Еще в период обсуждения поступило свыше 600 предложений из 32 организаций. Большинство из них, касающихся наиболее важных составляющих качества жизни и обеспечения нормальных условий труда, нашли свое отражение при принятии документа.
Участниками Тарифного соглашения стали ОАО «Газпром» и 36 дочерних обществ и организаций со 100% уставного капитала и общей численностью более 253 тысяч человек. В 31 из них были заключены коллективные договоры, в основу которых положены обязательства сторон, установленные Тарифным соглашением. В остальных организациях напрямую применялись нормы, предусмотренные Тарифным соглашением. В ходе колдоговорной кампании представителями работников выступали соответствующие профсоюзные организации, входящие в структуру МПО.

Именно Тарифное соглашение на 2001-2003 годы послужило основой для дальнейшего совершенствования системы социального партнерства в Обществе. Именно в то время появился такой важнейший для всей системы взаимоотношений между работниками и работодателями орган, как комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. На заседаниях этой комиссии регулярно рассматривались вопросы выполнения принятых сторонами обязательств, давались разъяснения о порядке применения отдельных его положений. В период его действия вошли в практику совместные заседания Правления ОАО «Газпром» и Президиума МПО ОАО «Газпром», где подводились итоги выполнения документа за год.

В 2003 году представители сторон социального партнерства приступили к работе по разработке нового документа, призванного прийти на смену Тарифному соглашению. Учитывая требования нового трудового законодательства, а также разъяснения Министерства труда РФ сторонами было принято решение, согласно которому документ получал название Генеральный коллективный договор ОАО «Газпром» и его дочерних обществ на 2004-2006 годы. На сегодняшний день действует уже четвертый по счету Генеральный коллективный договор. Напомню, что срок действия Договор на 2013-2015 гг. по инициативе «Газпром профсоюза» был продлен еще на три года.

Наша справка: 14 марта 2018 года Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер (от имени работодателя) и Председатель «Газпром профсоюза» Владимир Ковальчук (от имени работников) подписали соглашение, согласно которому он будет действовать до конца 2021 года. Инициатором продления действия Генерального коллективного договора выступил Центральный Совет «Газпром профсоюза». В нем сохранены все социальные гарантии для работников, которые были закреплены при подписании Генерального коллективного договора на 2013-2015 годы и затем продлены до конца 2018 года. Генеральный коллективный договор ПАО «Газпром» и его дочерних обществ содержит единые подходы к решению вопросов защиты интересов работников дочерних обществ ПАО «Газпром» в сфере оплаты труда, занятости, создания безопасных условий труда, а также в нем определен базовый пакет льгот, гарантий и компенсаций. Договор позволяет в зависимости от финансово-экономических возможностей дочерних обществ расширить перечень предоставляемых социальных гарантий и компенсаций. Обязательства Сторон, предусмотренные Генеральным коллективным договором, дочерними обществами неукоснительно выполняются.

Создание единого представительного органа было вызвано реалиями времени. Мы, как представители работников, должны чутко и четко реагировать на все происходящие процессы, особенно в условиях оптимизации хозяйственных структур, глобализации экономических и политических процессов, в т.ч. происходящих в стране и мире. И здесь, полагаю важным остановиться на социальном партнерстве, как важнейшей из функций профсоюза. Поскольку все мы имеет прямое отношение к газовой промышленности, более подробно дам характеристику социальному партнерству в «Газпроме».

Социальным партнерством является система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними, отношений. Система социального партнерства включает в себя несколько уровней, базовым из которых является уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателями.

Особняком стоит забота о конкретных делах и чаяниях наших работников: оплата труда, охрана труда, безопасность на местах, здоровье наших людей. Эти факторы и определяют содержание нашей работы. Наша главная цель и забота – интересы человека, которые впоследствии конвертируются на благо всей отрасли. В принципе, это аксиома. Если человек хорошо трудится и обеспечен социально, то у него более высокая производительность труда, которая даёт больше прибыли предприятию, а прибыль конвертируется в льготы, которые этот же работник и получает по результатам социального партнёрства.

Социальное партнёрство - это Генеральный коллективный договор, и коллективные договора в дочерних обществах и филиалах. Вот это и есть наша главная задача. А еще главное - это то, что мы получаем в результате. Это надёжная оплата, безаварийная работа, безопасные условия труда. Всё это в совокупности складывается в положительный результат.
  Газпром профсоюз привилегия
-
-
Газпром Госуслуги
-
-
Голосование
1 февраля – День рождения Межрегиональной профсоюзной организации «Газпром профсоюз». В каком году она была основана?
Всего проголосовало: 330